пятница, 7 ноября 2008 г.

О людях, имеющих право сказать

Как-то довелось прочитать на иносми одну статью польского журналиста, которая называется “Что смотрит Иван?”. В статье проводился обзор российских фильмов, недавно вышедших в прокат. Одним из фильмов был “Груз 200″, нашумевшая фильма режиссёра Балабанова.

Про что именно фильм сказать трудно, но одной из основных линий сюжета является ментовский беспредел. Действие происходит в СССР, Лен. Область, 80-ые года. Несмотря на то, что в фильме всего 4 убийства, выполнены они в “тошнотворном” балабановском стиле, т.е. лучше посмотреть как Чужой поедает людей полтора часа, чем эти несколько убийств. После просмотра создается действительно сильное впечатление, что менты творили страшный беспредел в СССР.

Польский журналист пишет примерно следующее - мол в России фильм о таком страшном ментовском беспределе зрители приняли очень спокойно, сдержано, а вот если бы точно такой же фильм снял поляк, или вообще кто-то другой национальности, то это вызвало бы бурю возмущения.

Замечание очень верное. Причем замечание это верно не только для фильмов. Оно верно вообще для всего. В Америке негры прекрасно называют друг друга “нигерами”, зато возмущаютя когда их так называет белый. Русские во всю смеются над шутками Задорнова, но никогда не позволяют шутить такие же шутки какому-нить американцу. Отслужившие люди никогда не будут разговаривать о проблемах армии с неотслужившими, назвав их “говном, службы не нюхавшим”, зато прекрасно выслушают эту же критику от отслуживших. Люди, жившие в СССР, никогда не будут слушать молодежь, мотивируя это тем, что они дескать там не жили, и ничего о той жизни не знают, зато если им скажет тоже самое, кто-то живший в то время, то они ну если не согласятся, то хотя бы выслушают, не пристрелив собеседника на первом же слове.

Получается, что критиковать (а зачастую и говорить что-то хорошее) может только тот, кто “имеет на это право”. Армию можешь критиковать, если ты там служил, СССР - если ты там жил, страну - если ты ее гражданин, долгое время в ней проживший. И не важно что ты будешь говорить - правду, не правду, бред или что-то крайне разумное, важно одно - имеешь ли ты право об этом говорить.

Я не говорю что это плохо или хорошо, я просто говорю что оно так есть.

Потому в момент страшного спора стоит вспомнить, имеете ли Вы право об этом говорить, или считаете ли Вы, что Ваш собеседник имеет на это право. Если нет - то тогда сей спор обречен на мордобитие.

Комментариев нет: